Доступная среда

Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни. Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.

Одной из важных задач Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов..." Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

Нормативные акты международного и федерального значения

Нормативные акты местного самоуправления

Локальные акты МБДОУ

Специально оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Групповые помещения и другие помещения в МБДОУ, в которых осуществляется образовательная деятельность, позволяют реализовать программу дошкольного образования, в том числе с инвалидами и лицами с ОВЗ.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.

При построении коррекционной образовательной среды МБДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:

  1. Принцип развития – взаимосвязь всех сторон личностного развития, целостность личностного развития, готовность личности к дальнейшему развитию.
  2. Принцип природособразности воспитания – соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ, понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
  3. Принцип психологической комфортности – создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ, обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".
  4. Принцип взаимодействия – установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители), воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
  5. Принцип доверительного сотрудничества – отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
  6. Принцип обучения деятельности – обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
  7. Принцип здоровьесберегающий – забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии, обеспечение психологического комфорта, устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.

В МБДОУ присутствуют элементы, стимулирующие познавательную, физическую и эмоциональную деятельность детей. Развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов имеет подвижные трансформирующиеся границы, изменяющиеся (сжимающиеся и расширяющиеся) по объему. Созданная коррекционно-развивающая среда в МБДОУ – это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности. Группы МБДОУ, где находятся дети с ОВЗ и дети-инвалиды, оборудованы специальной мебелью, индивидуальной мебелью.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого оборудован физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, НОД, физкультурные досуги.

В МБДОУ имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками, в том числе с детьми с ОВЗ: физкультурное оборудование (гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков); спортивный инвентарь (мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др.) Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.

На улице оборудована спортивная площадка для проведения занятий физической культурой и спортом, в том числе для детей с ОВЗ. Прогулочные площадки каждой возрастной группы оборудованы игровым и спортивным оборудованием.

Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В МБДОУ отсутствует отдельное помещение, отведенное под библиотеку. Однако в методическом кабинете и групповых помещениях МБДОУ имеется необходимое методическое обеспечение для реализации Образовательной программы дошкольного образования, в том числе приспособленное для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

В целях обеспечения доступности услуг для инвалидов в МБДОУ разработан Паспорт доступности, согласно которому объект признан частично-доступным. Для инвалидов на креслах-колясках частично доступен первый этаж. Территория МБДОУ соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп населения, обеспечен доступ к зданию МБДОУ.

Оборудование помещений МБДОУ и прилегающей к ней территории имеет следующие показатели:

  • Главный вход на территорию детского сада оборудован кнопкой вызова персонала на доступной высоте для МГН.
  • Главный вход в здание МБДОУ оборудован звонком для вызова персонала для оказания помощи посетителям.
  • Второй вход в здание детского сада имеет безбарьерный подъезд в здание детского сада, на входе имеется знак доступности для МГН.
  • На входе в модульный детский сад имеется безбарьерный подъезд и пандус для МГН.
  • Ширина дверных проемов в групповые помещения МДС имеют ширину проема, позволяющую свободное перемещение МГН. Имеется знак доступности для МГН.
  • На всех дверях основного здания и МДС имеются желтые круги для слабовидящих.
  • Ширина основного коридора 1 этажа детского сада имеет достаточную ширину для свободного перемещения людей передвигающихся в инвалидных колясках.
  • Имеется автостоянка для инвалидов.
  • Вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне отсутствуют.
  • Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) отсутствуют.
  • Сурдопереводчик, тьютор в штате отсутствуют.
  • Услуги в дистанционном режиме не предоставляются.
  • Услуги по месту жительства инвалида не предоставляются.
  • Сменные кресла-коляски для инвалидов отсутствуют.
  • Адаптированные лифты, раздвижные двери, подъемники в МБДОУ отсутствуют.

В МБДОУ проводятся работы по созданию условий для организации доступной среды в соответствии с планом. Также разработаны правила обслуживания и обеспечения безопасности посетителей с ограниченными возможностями здоровья и систематически в соответствии с планом проводится инструктаж о правилах взаимодействия и обслуживания инвалидов. Работники МБДОУ прошли курсы повышения квалификации по программе "Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС ДО".

Специальные условия питания

В МБДОУ организовано сбалансированное питание в соответствии с действующим Постановлением от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.10.2020 № 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", примерным 10-дневным меню, утвержденным заведующим МБДОУ.

В МБДОУ строго соблюдаются все нормы питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, предусмотренные санитарными нормами и правилами. В детском саду организовано 5-разовое сбалансированное питание, которое включает: завтрак, 2-й завтрак, обед, полдник, ужин. Питание организовано в групповых комнатах. Весь цикл приготовления блюд происходит на пищеблоке, помещение которого имеет отдельный выход.

Специальные условия охраны здоровья

Охрана здоровья в МБДОУ организована в соответствии со статьей 41. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Разработаны и применяются следующие меры по охране и укреплению здоровья воспитанников:

  • строгое соблюдение режима дня;
  • соблюдение режима прогулок;
  • подвижные игры на воздухе;
  • строгое соблюдение карантинных мероприятий;
  • закаливающие мероприятия;
  • различные виды гимнастик (утренняя, после дневного сна)
  • соблюдение санитарно-гигиенических мероприятий;
  • соблюдение требований к учебной нагрузке;
  • выполнение режима и норм питания;
  • включение в меню свежих фруктов и соков;
  • просветительская работа с родителями;
  • создание условий для двигательной активности.

Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи воспитанникам осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. МБДОУ предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В детском саду создано единое информационное пространство для обеспечения эффективной социализации всех участников воспитательно-образовательного процесса в условиях информационного общества, в том числе для инвалидов и лиц с ОВЗ. Информационная база МБДОУ оснащена локальной сетью, электронной почтой, выходом в Интернет, разработан и действует официальный сайт учреждения. В целях обеспечения доступности к информационным материалам на сайте МБДОУ создана альтернативная версия сайта для слабовидящих. Сайт МБДОУ обновляется по мере поступления информации.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ

Для повышения качества педагогического процесса в МБДОУ используются электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся: мультимедийные презентационные материалы, обучающие программы, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги) и др.

Педагоги активно используют мультимедийную технику и электронные образовательные ресурсы по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности: на занятиях по развитию математических, экологических представлений, художественному творчеству, коммуникации, музыке. Мультимедийное оборудование активно используется на родительских собраниях, педагогических советах, семинарах, досуговых мероприятиях, мастер-классах. Педагоги МБДОУ участвуют в разработке электронных образовательных ресурсов для занятий с детьми разных возрастов, в том числе с инвалидами и лицами с ОВЗ (в психолого-коррекционной работе, в логопедической коррекции).

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

В МБДОУ имеются в наличии технические средства обучения для коллективного и индивидуального пользования, обеспечивающие реализацию образовательных программ с применением электронного обучения, в том числе для инвалидов и лиц с ОВЗ: интерактивный комплекс (пузырьковая колонна, фиброптический душ, световая лесенка, зеркальный шар, проектор), интерактивное оборудование (доска, проектор), компьютеры, ноутбуки, система "SMART RESPONS"-голосование, телевизоры, аудиосистемы для коллективного и индивидуального пользования, в том числе для индивидуального и коллективного использования для детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными потребностями (детей-логопатов, детей с особенностями развития личностной и познавательной сферы.

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежитие и интернатные группы в структуре МБДОУ не предусмотрены.